Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Информация о системе воспитательной работы

Методическая тема:

«Организационно-педагогические аспекты реализации на базе МБОУ СОШ №1 им. М. Ю. Лермонтова модели образовательной системы «Школа личностного роста»»

Воспитательная система школы создается условиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника, как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств.

Цель: создание условий для развития, самореализации личности творческой, психически и физически здоровой, гуманной, социально мобильной, востребованной в современном обществе, способной ценить себя и уважать других; воспитывать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, своё дело, своё Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.

Исходя из цели воспитания, вытекают основные задачи:

  • Развитие самоуправления обучающихся, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
  • Содействие формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми с целью обеспечения самореализации личности;
  • Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей;
  • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
  • Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
  • Развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения;
  • Создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
  • Воспитание обучающихся в духе демократии, личного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Основные направления воспитательной работы школы

Воспитание патриотизма через знакомство с историей государственной символики страны, историей своей семьи, своего города, своего края; встречи с ветеранами и участниками войн, акции милосердия.

Решаемые задачи:

- воспитание любви к родине, её истории, культуре и традициям;

- воспитание гордости за своё Отечество за отечественную историю, народных героев, сохранение  исторической памяти поколений в памяти потомков; ответственности за судьбу своей страны;

- формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям;

- формирование гордость

Направления воспитательной деятельности:

- проведение встреч с интересными людьми, участниками военных действий, получивших государственные награды за мужество и отвагу, известными спортсменами, руководителями организаций  и администрации, др.;

- организация и проведение традиционных праздников на уровне класса, школы, города, государства;

- организация и проведение тематических классных часов в форме бесед, дискуссий, диспутов;

- организация и проведение экскурсий и походов, посвящённых изучению родного края, его истории и культуре;

- проведение конкурсов творческих работ учащихся, приуроченных к праздничным датам;

- оказание поддержки и шефской помощи ветеранам труда и войны, инвалидам, семьям погибших.

Календарь памятных дат военной истории России

Организация военно-патриотического воспитания в школе

План работы первичной организации ДОСААФ

План проведения месячника оборонно-массовой работы

Военно-патриотический клуб «Защитник»

Создание условий социализации учащихся, формирование у них демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни.

Решаемые задачи:

- воспитание  гражданской позиции, ответственности и достоинства;

- воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;

- воспитание правовой культуры.

 - формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;

- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

- обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

- воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;

- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

Направления воспитательной деятельности:

- организация и проведение традиционных праздников на уровне класса, школы, города, государства;

- организация и проведение тематических классных часов в форме бесед, дискуссий, диспутов;, круглых столов, конференций;

- «Правовой ликбез», знакомство с основами законодательства РФ.

Формирование осмысления и понимания общечеловеческих ценностей и нравственных норм, осознания личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развитие рефлексию.

Решаемые задачи

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

- формирование коммуникативных умений, умения сотрудничать.

Направления воспитательной деятельности:

- формирование и развитие классных, общешкольных традиций;

- проведение встреч с интересными людьми, совершивших подвиги, работающих на благо народа и Родины др.;

- организация и проведение традиционных праздников на уровне класса, школы, города, государства;

- организация и проведение тематических классных часов в форме бесед, дискуссий, диспутов;

- организация и проведение экскурсий и походов, посвящённых изучению  культуры края;

- проведение конкурсов творческих работ учащихся, приуроченных к праздничным датам;

- оказание поддержки и шефской помощи нуждающимся, участие  и организация в благотворительных акциях и проектах.

формирование у учащихся потребностей в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развитие организаторских способностей и деловых качеств.

Решаемые задачи:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

Направления воспитательной деятельности:

- организация и проведение трудовых мероприятий (трудовых десантов, рейдов и др.);

- дежурства по классу, школе;

- организация экскурсий, встреч, раскрывающих особенности  и разнообразие мира профессий

- организация  посильной трудовой помощи  школе; 

- проведение встреч с интересными людьми;

- организация и проведение тематических классных часов в форме бесед, дискуссий, диспутов;

Выявление способностей учащихся, создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей учащихся

Решаемые задачи:

- формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности кружков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад,  игр);

- формирование системы выявления и поддержки одаренных детей;

- Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Направления воспитательной деятельности:

- привлечение учащихся в дополнительное образование;

- выявление детей имеющих способности в различных направлениях;

- работа клубов самоуправления, организация конкурсов, фестивалей, конференций, олимпиад;

- Составление индивидуального плана работы с «Одаренными учащимися»;

- организация и проведение тематических бесед и классных часов, предметных недель;

- сбор материалов и выпуск газет;

- организация поисковой, исследовательской, научной деятельности;

- организация и проведение встреч с известными людьми;

- просмотр научно- популярных фильмов, посещение  лекториев, участие в конференциях, слетах, диспутах различных уровней.

Создание условий, способствующих развитию у учащихся потребности в прекрасном, реализация их индивидуальные задатки и способности к художественно-творческим видам деятельности.

Решаемые задачи:

- воспитание любви к искусству, литературе, музыке;

- реализация индивидуальных задатков и способностей в области художественного творчества,

- выявление и поддержка одаренных учащихся.

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Направления воспитательной деятельности:

- организация и проведение тематических бесед и классных часов, музыкальных лекториев;

- сбор материалов и выпуск классных газет;

- организация и проведение музыкальных литературно-художественных фестивалей, праздников конкурсов, спектаклей;

- организация и проведение встреч с известными людьми творческих профессий;

- организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам;

- посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок;

формирование и пропаганда здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам, формирование у детей понимания необходимости профилактики заболеваний, сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих развития бережного отношения и ответственности за природу, окружающую среду.

Решаемые задачи:

- создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья;

- воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам;

- формирование у них здорового образа жизни;

- развитие у учащихся охранно-созидательных отношений к природе, окружающей среде.

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения.

Направления воспитательной деятельности:

- организация и проведение совместно с учащимися, педагогами, родителями спортивных соревнований, игр, Дней здоровья;

- организация и проведение тематических классных часов и бесед, родительских собраний, встреч со знаменитыми спортсменами, участниками общественных организаций и движений оздоровительного и экологического направлений;

- организация и проведение трудовых десантов по уборке и озеленению территории;

- проведение бесед, классных часов, встреч, просмотр видеофильмов, проведение конкурсов, участие в акциях , посвящённых профилактике СПИДа, курения, наркомании и других асоциальных проявлений.

- участие в экологических акциях, конкурсах, конференциях.

Решаемые задачи:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Направление воспитательной деятельности:

- проведение экологических акций;

- организация и проведение тематических классных часов в форме бесед, дискуссий, диспутов;

- участие в сохранении экологического состояния города, края, страны, планеты ; изучение  экологического состояния природных объектов.

Социализация учащихся, укрепление взаимосвязи в семье, формирование положительного отношения к семейным традициям, ценностям. Привлечение родительской общественности к процессу воспитания подрастающего поколения. Работа с родителями.

Решаемые задачи:

- воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящего к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.

- формирование у обучающихся ценностных представлений о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Направление воспитательной деятельности:

- организация и проведение совместно с родителями в школе вечеров, праздников, фестивалей, и др.;

- проведение классных часов в форме диспутов по проблемам семьи, воспитания детей, репродуктивного здоровья;

- индивидуальная работа с родителями;

- просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок, телевизионных передач (ток-шоу) по вопросам супружества, любви, взаимоотношений родителей и детей и др.

- организация работы с семьей, изучение семейных традиций,

- воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям,

- организация совместной деятельности педагогов и родителей

Решаемые задачи:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Направление воспитательной деятельности:

- организация и проведение совместно с родителями в школе вечеров, праздников, и др.;

- проведение классных часов, диспутов;

- индивидуальная работа с родителями и учащимися;

- работа по профилактике асоциального поведения;

- просмотр и обсуждение фильмов, по вопросам коммуникации детей;

- организация и работа школьного самоуправления.

Решаемые задачи:

- формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Направление воспитательной деятельности:

- организация и проведение вечеров, фестивалей,  конференций и др.;

- проведение классных часов, бесед, встреч и др. в классе, школе, в городе;

- просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок, телевизионных передач

- изучение культур разных народов, воспитание у учащихся уважения  к культурам различных народов

- организация совместной деятельности педагогов и родителей.

План воспитательной работы

План воспитательной работы МБОУ СОШ №1 им. М.Ю.Лермонтова г. Пятигорска на 2017-2018 учебный год

Детские объединения

Название детской общественной организации Вид деятельности ФИО руководителя Количество учащихся Место занятий
Клуб «Защитник» Военно-патриотическое направление
Детское самоуправление
Процких А.А. 47 Музей Боевой славы, тир, спортивный зал, площадка
Совет старшеклассников «Премьер» Детское самоуправление Президент Совета старшеклассников – (избираемое лицо) 74 Актовый зал
Первичное отделение РДШ Детское самоуправление Председатель Штаба первичного отделения – Каграманян Арусяк 117 Актовый зал
Юные инспектора движения «Светофорик» Профилактика ДДТП Коршева О.В. 24 Актовый зал, площадка
Юные пожарные «Каланча» Противопожарная безопасность Коршева О.В. 33 Актовый зал, библиотека, площадка

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

  • развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
  • интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных несогласованных воспитательных воздействий;
  • регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
  • защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
  • компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
  • корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:

Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:

  • формирование позитивной Я - концепции;
  • актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;
  • обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.

Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.

Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему значений, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

Принцип вариативности

Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, студиях

Принцип сотрудничества

Право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» — и взрослыми, и детьми

Принцип инновационный

Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования

Принцип комфортности

Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях

Принцип программности

Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей 

Принцип самоуправления

Право на самоуправление школой

Принцип заинтересованности

Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме

Принцип адекватности

Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить

Принцип коммуникативности

Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми

Принцип адаптивности

Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества

На основе анализа современных концепций воспитания определены подходы к воспитанию.

Личностно – созидающий подход в организации воспитательного процесса: изначальная устремленность педагогического коллектива на созидание растущей личности, ее непрерывный рост.

Индивидуализация растущей личности в процессе ее социализации: предоставление ребенку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.

Создание благоприятных условий:

  • для удовлетворения многообразных культурно – образовательных потребностей детей;
  • психического и физического оздоровления детей;
  • для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей;
  • для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребенка.